воскресенье, 23 декабря 2012 г.

Дети и Интернет


Дети и Интернет: да или нет?
21.12.2012  19:11 

Сегодняшнее заседание Координационного совета по реализации национального проекта «Образование» было посвящено теме информационной безопасности школьников.


- Интернет распространился во все сферы нашей жизни, - открыл заседание глава администрации города Тюмени Александр Моор. – Неуклонно растет доля школьников, имеющих дома компьютер, подключенный к сети Интернет: в 2012 году этот показатель составляет 72%, в 2005-м – 8%. При этом 81% учеников пользуется компьютером дома, 8% - у друзей, знакомых, 6% - в Интернет-кафе, 1% - в библиотеках. С точки зрения источника информации для детей 79% получают ее именно из Интернета. При этом в Интернете 83% запросов составляет поиск информации, 75% - общение в социальных сетях, 65% - компьютерные игры, 51% - просмотр фильмов. На уровне государства уже подняли вопрос защиты детей от негативного информационного воздействия, и с 1 сентября 2012 года вступил в действие Федеральный закон № 436 о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Определенным федеральным службам он предоставляет полномочия относительно тех или иных действий по выявленным нарушениям закона, связанным с информацией. Мы на своем уровне должны эту тему обсудить, посмотреть на лучшие практики, существующие в наших школах, сформировать системную работу по повышению информационной грамотности как детей, так и родителей и педагогического сообщества. 


- По российской статистике не менее 90% детей регулярно пользуются Интернетом. Доля же пользователей среди взрослой аудитории не превышает 30%. При этом большая часть родителей не следит за активностью своих детей в Сети, - продолжил тему директор департамента образования администрации города Андрей Степанов. – Примерно 80% из детей – активных пользователей Интернетом считают себя завсегдатаями социальных сетей. Наряду с неоспоримой информационной, коммуникативной пользой Интернета мы выделяем несколько видов угроз, которым подвергаются дети в Сети. Во-первых, это легкая доступность к нежелательному содержанию, под которым понимаются непристойные материалы, азартные игры, информация о наркотиках, насилии, суициде. Во-вторых, это переписка с незнакомыми ребенку людьми посредством электронной почты и форумов. В-третьих, это получение неконтролируемых платных услуг. Мы понимаем, что ничего одним запретом достичь невозможно. Тем не менее, все возможные методы, способствующие ограждению детей от нежелательного воздействия, мы должны использовать. В 2010 году в департаменте был создан Совет по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете. Он работает с советами образовательных учреждений и основными своими задачами считает разработку предложений по регулированию доступа к ресурсам Интернета, организацию учета и анализа использования интернет-ресурсов, организацию антивирусной и парольной защиты в школах и вопросы ограничения доступа учеников в Интернет, а точнее – организацию работы по воспитанию культуры использования Интернета во внеурочное время. 

Чтобы обеспечить безопасность использования Интернета во время учебных занятий, во всех школьных компьютерах установлено специальное программное обеспечение – интернет-фильтр, предназначенный для блокировки потенциально опасных для здоровья и психики подростков сайтов с настройкой по принципу «белого списка» – списка разрешенных сайтов. Во время классных часов проводится обучение детей правилам работы в Интернете, во всех школах созданы советы по вопросам регламентации доступа к Интернету. 

- Мы понимаем, что определенной системой мы можем ограничить доступ к нежелательным ресурсам в школе, но дома контроль тоже необходим, - подчеркнул Андрей Эдуардович. – Без работы с родительской общественностью значимого результата в этом вопросе мы не добьемся. Сегодня мы разворачиваем работу с родителями через родительские собрания о соблюдении правил безопасной работы в Сети, разрабатываем рекомендации для родителей по организации информационной безопасности дома, проводим беседы по организации системы родительского контроля на компьютере, обсуждаем вопросы информационной безопасности на управляющих советах школ города и информируем через школьные сайты о мерах обеспечения информационной безопасности. К счастью, мы получаем отклик со стороны родителей, которые понимают, что необходимую культуру безопасного использования интернет-пространства мы можем сформировать только сообща. 

Опыт успешного взаимодействия школы и родителей уже имеет гимназия № 21. Учитель начальной школы классный руководитель 3 «Б» Ирина Васильевна Кривощёкова в начале текущего учебного года на традиционном уроке безопасного поведения провела видеоопрос своих 8 – 9-летних учеников об их опыте пребывания во Всемирной паутине. Как выяснилось, две трети класса – активные пользователи социальной сети «Вконтакте», причем количество виртуальных друзей колеблется от 40 до 120. На вопрос педагога, как они выбирают этих друзей, дети рассказали, что обычно виртуально «дружат» с реальными знакомыми по секциям, кружкам, школе, двору, хотя есть и такие, которых ни разу в жизни не видели. 

- Кого бы не стали добавлять? – интересуется учитель.

- Взрослых незнакомых людей, хакеров. Нормальный человек не будет спрашивать твой адрес, номер телефона, пароль, - отвечают юные «жители» социальной сети.

- Меня больше всего волнует, что дети не делятся с родителями полученной в Интернете, порой пугающей и непонятной, информацией. Кто-то из страха, что ему не будут разрешать «путешествовать» по Интернету, кто-то боится напугать своих родителей… Когда я спросила, у кого на компьютерах стоит программа родительского контроля, ни один ребенок не поднял руку. Считаю, что в современном обществе не существует культуры введения ребенка в Интернет. Дети учатся этому сами, в итоге понимая, что Интернет – их территория, где нет взрослых, где свои правила, свои законы. Уверена, что избежать негативного опыта «общения» с Интернетом поможет доверие между родителями и ребенком. 

С Ириной Васильевной согласна мама одного из учеников класса, член родительского комитета Наталья Александровна Горбунова. Вместе с мужем они разработали методичку «Безопасность детей в Интернете. Опыт неопытных родителей». Сейчас супруги трудятся над специальным тренингом для родителей класса «Как установить программу индивидуального сопровождения ребенка в Интернете». 

- Компьютерный фильтр, конечно, не панацея. Он должен быть в голове у ребенка, - считает Наталья Александровна. – В нашей семье нет проблемы интернет-зависимости. С самого детства наши дети привыкли проводить время с родителями, много разговаривать на любые темы… Мы учим их дружить в реальности, уметь брать ответственность за эти отношения, много вместе читаем. Интернет для моих детей – это ресурс для получения необходимой в познавательном плане учебного процесса информации. 

Учитель русского языка и литературы гимназии № 21 Екатерина Васильевна Шуваева поддерживает идею, что одними запретами ничего не решить:

- Я научилась общаться со своими учениками при помощи социальной сети «Вконтакте». Мне Интернет помогает развивать детей в познавательном, даже нравственном плане. Как классный руководитель через систему сообщений социальной сети я делаю объявления. Через свою страничку я делюсь с ними интересными и полезными в учебе видеоматериалами, актуальными высказываниями, стихами, книгами. Считаю, что влияние взрослых на выбор детей в Интернете очень большое, так почему бы не использовать этот ресурс в нужном педагогам русле. 

Учитель истории школы № 19 Алия Каирбековна Кушекова тоже использует Интернет для неформального общения со своими учениками. Она создала группу в социальной сети, в которой вместе с подростками «пишет» летопись школы. Ребята через социальные сети находят выпускников школы.

Учитель изо и информатики школы № 19 Марина Петровна Хлопунова рассказала о системе охраны школьников от проникновения опасной информации из Интернета:

- В школе установлена программа контентной фильтрации «Интернет-Цензор», предназначенная для блокировки потенциально опасных для здоровья и психики подростка сайтов. В школе создан клуб «Цифровой век», главное в его работе – воспитание информационной культуры, расширение информационного пространства, а также защита от вредной информации. В клубе собираются инициативные родители и дети, которые хотят научиться владеть информационными средствами с пользой, а не во вред. На занятиях клуба проводятся конкурсы компьютерных презентаций, проходит представление буклетов «Правила поведения в сети Интернет», участники создают интерактивные проекты, организуют и проводят форумы «Толерантность в нашей жизни», «Мир национальностей», «Жестокое обращение с ребенком», «Патриот», «Непохожий на других». Остаются действенными такие мероприятия, как индивидуальные консультации, памятки для родителей, рекомендации по программному обеспечению для доступа в Сеть, которые обеспечивают информационную безопасность ребенка в Интернете. Мы своим родителям рекомендуем программу «Интернет-Цензор» и федеральную программу безопасного Интернета «Гогуль». 

Сайты, обучающие детей правилам безопасной работы в Интернете

Детям до 10 лет
Детский сайт Твиди. Онлайн-игры о правилах безопасного поведения в сети Интернет

Советы от смешарика Пина: что нужно знать о безопасности, чтобы не попасть в плохую историю

Сказка о золотых правилах безопасности в Интернете

Подсказки и советы, которые помогут детям пользоваться Интернетом безопасно

Интерактивная игра «Джунгли Интернета» предназначена для детей в возрасте от 7 до 10 лет и призвана научить не теряться при столкновении с угрожающим поведением других пользователей или с негативным содержанием сайтов

Интерактивные онлайн-курсы по интернет-безопасности корпорации Microsoft, созданные в рамках глобальных инициатив Microsoft «Безопасность детей в Интернете» и «Партнерство в образовании»:
Знакомит с опасностями Интернета, от которых необходимо защититься

Этикет в Интернете, публикация изображений и авторское право

Детям от 11 до 14 лет

Ребенок в сети. Брошюра для школьников «Твоя безопасность в Интернете»

Презентация о безопасном использовании сети Интернет для школьников

Практические советы и рекомендации, которые помогут школьникам быть осторожным при использовании Интернета

Интерактивные онлайн-курсы по интернет-безопасности корпорации Microsoft, созданные в рамках глобальных инициатив Microsoft «Безопасность детей в Интернете» и «Партнерство в образовании»:
Рассматриваются вопросы авторского права, защиты компьютера и значение паролей
Рассматриваются вопросы достоверности информации в Интернете, ответственности, связанной с публикаций фотографий и текстов, а также вопросы знакомства с пользователями в сети Интернет

Детям от 15 до 18 лет

Интерактивный курс «Основы безопасности в Интернете для молодежи»

Презентация о безопасном использовании сети Интернет для школьников

Практические советы и рекомендации, которые помогут школьникам быть осторожным при использовании Интернета

Источник: Пресс-служба администрации города Тюмени
23.12.12

Комментариев нет:

Отправить комментарий